И речь не идет только о расходе сжиженных углеводородов. Большинство газовых резервуаров компонуются целым спектром различной арматуры. Часть из них контролирует владелец, часть – сотрудники сервисной бригады. О том, какие сложности могут возникнуть при эксплуатации резервуара СУГ и в каких случаях необходимо вызывать специалистов, мы расскажем в этой статье.

 

[row] [column size="2/3"][/column] [column size="1/3"]

Принцип работы газгольдера как первопричина рисков

Сами причины возникновения рисков кроются непосредственно в принципе работы газгольдера. Смесь углеводородов в нем представлена сразу в двух стадиях – жидкой и газообразной. Причем температуры кипения составляющих их газов ощутимо различаются. У бутана она составляет -0,5°С, у пропана -42.1°С.

Емкость погружается на глубину промерзания грунта, чтобы обеспечить испаряемость газообразной фазы газов даже в морозы. Для Московской области – это 0,6 м минимум. Соответственно, патрубки для обслуживания и арматура для контроля состояния газа в газовой емкости должна быть вынесена над поверхностью газгольдера на эту высоту.

В таком случае стабильной работе газгольдера могут помешать только различные форс-мажоры (например, затопление редуктора либо перекрытие доступа к контрольной арматуре). Если такое случилось, необходимо откачать воду из ревизионного колодца, а при ее замерзании в редукторе растопить лед. В обоих случаях газовый редуктор нуждается в демонтаже и просушке.

[/column] [/row]

 

Работа газгольдера и арматура: что проверять самому?

Рассмотрим поэлементно типовой состав арматуры, которым снабжается система автономной газификации среднего дома:

[row] [column size="3/4"]
  • Заправочный клапан – элемент, необходимый для пополнения объема СУГ в резервуаре. Выполняется заправка путем соединения с заправочным шлангом газовоза. При начале заправки ввиду резкого роста давления пружина внутри клапана отходит и открывает подачу углеводородов. Этот элемент не требует проверки владельцем емкости СУГ. Его проверяет перед заправкой водитель автогазовоза.
  • Предохранительный клапан – устройство, необходимое для стравливания чрезмерно заправленного газа. Такое бывает, когда заправили более 85% вместимости газгольдера и проявляется это в росте давления в  сосуде. Стандартная калибровка предохранительного клапана составляет 15 бар. Исправность клапана проверяют специалисты при сервисном обслуживании резервуара СУГ. Если Вы видите, что давление резко падает или из клапана выходит газ – вызывайте специалистов.
  • Клапан отбора жидкой фазы – арматура с ручным управлением. Она может быть использована как предохранительный клапан при его неисправности либо как устройство для сброса топлива при демонтаже газгольдера. Его исправность также проверяют специалисты при сервисном обслуживании резервуара СУГ.
  • Уровнемер – измерительное устройство поплавкового типа, размещенное внутри газгольдера и указывающее уровень содержимого в процентном соотношении. Проверяется владельцем резервуара, являясь первой точкой контроля. Показания уровнемера должны лежать в спектре значений 20-85%. При выходе за эти пределы либо вызывается автогазозаправщик, либо сбрасывается излишек газа через предохранительный клапан.
  • Клапан отбора газовой фазы с аварийным краном – устройство, функции которого уже перечислены ранее в другой газовой арматуре. Оно применяется исключительно для аварийной остановки подачи газа, при демонтаже арматуры на газгольдерах и других форс-мажорных случаях. Нет нужды трогать его без острой необходимости.
  • Манометр перед редуктором. Как правило, рабочее значения давления для большинства газовых резервуаров составляет 3-6 бар. Но даже если несколько ниже – ничего страшного. Контролировать показания манометра нужно самому владельцу газгольдера. При падении давления до 1 – 1,5 бар вызывается автогазозаправщик.
  • Редуктор (регулятор давления газа) – механический и полностью автоматизированный вид газовой арматуры. Его функция - принять газовый поток под давлением 1-16 бар и понизить до стабильного значения, необходимого для работы системы газоснабжения на объекте. Владельцу необходимо контролировать факт намокания редуктора при обильных осадках. Если такое случилось, устройство необходимо снять и просушить, в противном случае работа газгольдера и всей системы будет нарушена.
  • Манометр после редуктора – устройство для контрольного замера давления за редуктором. Величина показаний (37–87 мбар) должна соответствовать потребностям потребителей газа на объекте. Владельцу необходимо периодически проверять прибор на отсутствие скачков (проявляется в колебаниях стрелки). При их выявлении необходимо вызывать специалистов для обнаружения неполадок в системе.
  • Сборник конденсата – устройство, устанавливаемое в нижней точке газопровода для сбора жидкой фазы углеводородов, что могли попасть в систему из газгольдера. Не подлежит проверке владельцем.
  • Манометр на цокольном вводе – прибор для контроля уровня давления во внутренней сети газоснабжения дома. При нормальной эксплуатации значения давления на нем соответствует значениям на манометре после редуктора. Проверяется владельцем для сравнения этих величин.
[/column] [column size="1/4"]

 

 

{QuickForm id=28}
[/column] [/row]

 

Отключился газовый котел: порядок действий

И теперь от гипотетических ситуаций перейдем ко вполне реальным. Как работа газгольдера связана с отключением котла? Что делать при отключении источника тепла?

Алгоритм действий со стороны владельца дома в случае, когда у него отключился газовый котел, выглядит следующим образом:

  • Проверка давления на манометре, расположенном на цокольном вводе. При нормальном значении (от 37 мбар) причину стоит искать непосредственно в техническом состоянии котла. Если же давления нет, ищем поломку на коммуникациях или в оснащении газгольдера.
  • Проверка давления на манометре после редуктора на газгольдере (если он таковым оснащен). При нормальном значении проблема в газопроводе. Это может быть пробка, замерзание конденсата в цокольном вводе или переполнение сборника конденсата. Для устранения проблемы вызываются специалисты сервисной бригады.
  • При отсутствии этого манометра или нулевом показателе проверяется манометр перед регулятором. Он должен показывать давление выше 1.5 бар. Если это так, проблема газоснабжения заключается в редукторе. Для  ее устранения вызываются специалисты сервисной бригады.
  • Если на манометре перед редуктором давление слишком низкое, а уровнемер при этом показывается уровень заправки свыше 15%, наиболее вероятная причина неисправности системы газоснабжения – забутанивание газгольдера. Это когда пропан практически иссяк, а бутан не может испаряться в нужном количестве для создания необходимого давления. В таком случае необходимо заказывать доставку углеводородов так называемого «зимнего состава». Их отличает высокое процентное содержание пропана в газовой смеси.

Как Вы сами можете понять из изложенного, несмотря на профессиональный монтаж систем автономного газоснабжения дома на домочадцах все равно остается определенная обязанность контроля. Периодически (раз в пару месяцев) при активной эксплуатации стоит проверять те точки, о которых мы упомянули. И держите телефон специалистов «АСГАЗ» под рукой – при капризах погоды в столичном регионе он может пригодиться! Вы всегда можете обратиться к нам и быть уверенными, что Вам помогут!